Многие виды производственной деятельности связаны с хранением и перевозкой грузов. Готовую продукцию важно надежно зафиксировать, чтобы избежать повреждений во время транспортировки. Для этой цели используются специальные поддоны. Их еще называют паллеты. Поддоны предназначены для облегчения работ, связанных с погрузкой и разгрузкой.
Как появились паллеты?
Специальная тара для перемещения грузов впервые появилась в Америке в начале 20 века. Подъем в промышленном производстве и торговле требовал перемещения по железной дороге все большего количества продукции. Грузы разного габарита было сложно размещать в вагонах, а их погрузка и разгрузка отнимала слишком много времени. Введение единого стандарта на размер транспортировочной тары решило многие вопросы.
Паллеты не только упрощают процесс транспортировки. Они служат основанием для крепления груза и защищают его от повреждения в случае удара.
Какие материалы используют для изготовления поддонов?
Паллеты бывают одноразового и многоразового использования. Первые делают из картона или других непрочных материалов. После максимум двух использований они подлежат утилизации. Многоразовую тару изготавливают из металла, прочного пластика и дерева.
Деревянные поддоны получили наиболее широкое распространение. Для изготовления используются недорогие породы древесины: сосна, ель, осина, береза. Изделия делятся на несколько сортов:
- Высший сорт. Для изготовления используется древесина светлого оттенка без сколов, трещин и видимых повреждений. Допустима эксплуатация до 3-х раз;
- Первый сорт. Состояние поддонов максимально приближено к высшему сорту, но допускается большее число отработанных циклов. Не должно быть видимых повреждений и следов ремонта;
- Второй сорт. Тара может иметь темный цвет и загрязнения. Допускается наличие сколов и незначительных трещин. В эту группу входят поддоны, прошедшие ремонт.
Российскими стандартами допускается использование паллет любого сорта. Для отправки продукции на экспорт требования к поддонам следует уточнять. В каждой стране они разные. Для европоддонов используется сортовое сырье с влажностью не более 24%. Тара должна быть сертифицирована и иметь клеймо о санитарно-гигиенической обработке.
Какие бывают размеры?
На территории стран Европы используются несколько типоразмеров паллет. Евро-поддон имеет габариты 1200х800х144 мм, общую массу до 30 кг. Его грузоподъемность достигает 700кг.
Широкое распространение получили «финские» паллеты. Они имеют большую ширину и глубину (1000х1200х145 мм). Вес тары не превышает 20 кг. Имеют двойной настил.
Американский стандарт, утвержденный в 2012 году, составляет 1200х1200х150 мм, вес — до 40 кг. Допустимая нагрузка — 1200 кг.
В России можно использовать паллеты евростандарта и аналоги финских поддонов.
Как рассчитать массу груза для одного поддона?
Одинаковые по размеру паллеты могут отличаться грузоподъемностью. Производитель вправе сам устанавливать предел допустимой нагрузки. Здесь играет роль технология изготовления, качество сырья и количество циклов использования.
По ГОСТам СССР допустимой считалась 1 тонна. Сам паллет может выдержать и 1,5 тонны. Чтобы не перегружать транспорт, норму старались не превышать. Имеет значение не только общий вес груза, но и равномерность его распределения. В некоторых случаях необходимо учитывать точечную нагрузку.
Конструктивные особенности паллет всегда учитывают массу предполагаемого груза. Поддон может быть стандартным, усиленным или облегченным.

Основные преимущества использования поддонов
Поддоны считаются практически универсальной тарой. Их можно использовать для самых различных целей. Паллеты обеспечивают:
- Сохранность груза во время транспортировки и хранения;
- Экономию места на складе за счет возможности многоярусной укладки;
- Простой учет товара (при одинаковой массе груза на одном поддоне);
- Быстрый процесс разгрузочно-погрузочных работ с использованием техники.
Деревянные паллеты подлежат ремонту и могут применяться многократно. Стоимость тары позволяет использовать ее предприятиям с разными бюджетными возможностями. Габариты поддонов позволяют удобно размещать их в любом грузовом транспорте.