Транспортировка продукции на дальние расстояния осуществляется с помощью унифицированной тары, что обеспечивает сохранность груза, защиту от порчи и повреждений. Поддоны (или паллеты) представляют собой прочное основание квадратной либо прямоугольной формы, на которое укладываются товары и фиксируются крепежом (ремнями, клейкой лентой, стретч-пленкой). Паллеты бывают различных размеров, грузоподъемности, назначения.
Конструктивные и функциональные особенности паллет
Тару многоразового использования делают из крепких, долговечных материалов, способных выдерживать значительную массу. Конструкция поддона универсальна – это плоская площадка на устойчивых опорах, удобная для погрузки и закрепления содержимого. Все виды паллет адаптированы под автопогрузчики, для этого на корпусах предусмотрены специальные выступы, углубления, есть места для крепления строп.
Поддоны многофункциональны: подходят для перевозки товаров различного веса и габаритов, любыми видами транспорта, на них также можно складировать и длительно хранить продукцию в складе. В последнем случае использование однотипной тары помогает рационально задействовать пространство, обеспечить товару нормативные условия хранения.
Классификация паллет по габаритам
Ключевыми преимуществами стандартизированной транспортной тары является экономия средств и времени при проведении погрузочно-разгрузочных работ и перевозки продукции. Паллеты компактно размещаются в кузове, контейнере, на открытой площадке, могут устанавливаться на стеллажах, при этом товар надежно упакован, нет риска его повреждения, доступа посторонних лиц. Для международных грузоперевозок чаще всего используются поддоны трех типов:
Евро
Стандартные габариты 800х1200х145 мм, в основании имеют 5 досок, на ножках нанесена маркировка латинскими буквами. Европоддоны коррелируются с вместимостью кузова еврофуры: в каждый из них входит точно 32 паллета с грузом.
Финские
Тара имеет размеры 1000х1200х145 мм и 7 досок на грузовой платформе. В деревянном исполнении вес такой единицы составляет около 35 кг (зависит от породы древесины). Сертифицированные изделия маркированы буквами FIN на одной из опор.
Американские
Квадратная тара со стороной 1200 мм, высотой 150 мм, 7 досками в основании разрешена для международных перевозок, однако используется реже, чем евро и финские паллеты.
Грузоперевозки внутри РФ и в некоторые страны СНГ допускают использование не сертифицированной международными организациями тары. Так, в России производство поддонов регулируется ГОСТами 9078-84 и 9557-87. В соответствии с ними изготавливают паллеты таких же конфигураций, как европейские, финские и американские, с небольшими конструктивными отличиями. Для внутреннего рынка они подходят, а вот внешнеэкономическая деятельность, как правило, требует применения маркированной тары, имеющей сертификат международного образца.
Популярные материалы для изготовления поддонов
Грузоподъемность, срок службы и ряд других характеристик многоразовой тары обусловлены материалом, из которого она сделана. Изначально паллеты изготавливали только из дерева, сегодня встречаются также металлические, пластмассовые варианты, изделия из вторсырья. При этом деревянные поддоны остаются самыми распространенными благодаря множеству преимуществ.
Дерево
Древесина разных лиственных и хвойных пород отличается степенью прочности, поэтому грузоподъемность паллет зависит от типа использованного сырья. Оно обязательно подвергается технологической обработке для защиты от порчи и гниения, поэтому достаточно долговечно при соблюдении норм эксплуатации. Главные достоинства паллет из дерева:
- доступная стоимость;
- экологичность;
- возможность вторичной переработки;
- простота ремонта;
- совместимость со всеми видами грузов (продукты питания, стройматериалы, бытовая техника, личные вещи и т. д.).
Существенный минус – уязвимость к влаге, их не применяют там, где высока вероятность попадания на тару воды. Если же такое произошло, поддоны необходимо тщательно высушить перед дальнейшей эксплуатацией.
Пластик
Паллеты из пластмассы, в отличие от деревянных, абсолютно не чувствительны к воздействию влажности и жидкостей, в них не впитываются грязь, посторонние запахи, они легко отмываются, подвергаются санобработке. Кроме того, это легкая по весу тара, уступающая по грузоподъемности традиционному дереву. Пластиковые поддоны также дороже, подходят не ко всем типам товаров.
Пластик незаменим при перевозке влажных грузов, емкостей с жидкостями и тому подобного. Так как паллету не страшны протечки, можно сэкономить на упаковке и дополнительной изоляции такой продукции.
Металл
Лидерами по грузоподъемности признаны металлические паллеты, применяемые для транспортировки очень тяжелых грузов либо в условиях повышенных температур. Прочность, устойчивость к негативным факторам окружающей среды являются плюсами конструкций из металла, большая масса и подверженность коррозии – их недостатками. Металлические поддоны нельзя назвать универсальными, их выбирают для перевозки крупногабаритных элементов, тяжелой техники, деталей, выполнения прочих специфических задач.
Гофрокартон
Тара однократного использования из вторсырья привлекает дешевизной и подходит для разовой отправки нетяжелых малогабаритных грузов. Поддоны из картона боятся влаги, рассчитаны на небольшую нагрузку (обычно меньше 250 кг), после одного применения подлежат утилизации.
Встречаются также комбинированные варианты из двух и больше материалов, но они незначительно распространены в сфере грузоперевозок. Для большинства товаров оптимальным выбором станут обычные деревянные поддоны стандартных габаритов. Нужно учитывать их плановую нагрузку: европаллеты и типовые поддоны со сторонами 1000, 1200 мм выдерживают до 1-2 т продукции, облегченные модели упрощенной конструкции – не выше 700 кг, усиленные (1200х1200 мм) способны выдержать до 2,5 т. Точные характеристики указаны в документации производителя тары.
Компания «Паллетный двор Сибири» покупает деревянные поддоны новые и б/у.